Дизельные двигатели КАМАЗ «Евро-4»
Дизельные двигатели КАМАЗ «Евро-4» с топливной аппаратурой аккумуляторного типа Common Rail представляют собой конкурентоспособные, экономичные дизельные двигатели с электронным управлением, отвечающие современным экологическим требованиям.
Применение электронной системы управления двигателем с системой топливоподачи типа Common Rail, цельнолитой картер маховика, система турбонаддува с одним турбокомпрессором, цилиндропоршневая группа ф. «Federal Mogul» с повышенной степенью сжатия и другие конструктивные особенности изделия позволили создать отечественный двигатель нового поколения с возможностью дальнейшей модернизации его конструкции.
В аккумуляторной топливной системе процессы создания давления и впрыска топлива разделены. Давление впрыска создается и регулируется ТНВД и в основном не зависит от частоты вращения двигателя и цикловой подачи топлива. Аккумуляторная топливная система обеспечивает максимальную «гибкость» в реализации процесса впрыска топлива. Новый ТНВД отличается точностью и быстродействием системы регулирования подачи топлива, дополнительной коррекцией по температуре топлива и тепловому состоянию двигателя.
Для решения проблем по повышению экономичности и снижению выбросов частиц с целью выполнения экологических норм Евро-4 и -5 на двигатели КАМАЗ адаптирована система топливоподачи Common Rail аккумуляторного типа BOSCH (Германия).
Система топливоподачи Common Rail позволяет обеспечить более широкие требования по впрыску топлива, а именно:
- повышенное давление впрыскивания (существующие системы - 1600 бар, перспективные до 2500 бар);
- изменяемый закон подачи топлива (момент начала и окончания впрыскивания);
- обеспечение предварительного (даже многократного) и последующего (даже очень позднего) впрыскивания;
- регулирование давления впрыскивания (230-1600 бар) в зависимости от условий эксплуатации двигателя и автомобиля;
- точное дозирование с возможностью индивидуальной электронной регулировки;
- снижение уровня шума двигателя.
Применение современной аппаратуры позволяет расширить диапазон мощностей и снизить удельный расход топлива. Современная конструкция позволила существенно увеличить ресурс пробега до первого капитального ремонта, и теперь он составляет 1 млн. км.
Уровень требований к выбросам вредных веществ с отработавшими газами по этим нормам может быть обеспечен только с дополнительными системами нейтрализации и обработки отработавших газов двигателей.
ОАО «КАМАЗ» приняло решение уменьшать уровень выброса NOx путем обработки отработавших газов с помощью каталитического нейтрализатора вне двигателя. Двигатели КАМАЗ с полезной мощностью до 460 л. с. оснащены системой SCR (селективное восстановление на основе мочевины).
SCR-технология включает в себя использование каталитического нейтрализатора вместо обыкновенного глушителя и специального бака для реагента AdBlue, который впрыскивается дозирующей системой с электронным управлением в отработавшие газы до нейтрализатора.
Данный способ позволяет оптимизировать процесс сгорания в двигателе, а также уменьшить расход топлива и выброс твердых частиц. Устраняется также необходимость использования дополнительного сажевого фильтра для соответствия экологическим стандартам. Помимо этого, технология не влияет на ходовые характеристики автомобилей, а напротив улучшает их надежность и топливную экономичность. Жидкость AdBlue впрыскивает дозирующий блок с электронным управлением в количестве, зависящем от режима работы автомобиля и условий окружающей среды. Соответствие токсичности отработавших газов экологическим нормам гарантируется системой даже в самых сложных погодных условиях без снижения ходовых характеристик автомобиля. Расход жидкости AdBlue составляет примерно 1 литр на каждые 20 литров дизельного топлива. SCR-технология работает весь срок службы автомобиля и не требует специального технического обслуживания.
AdBlue — это зарегистрированная торговая марка продукта AUS 32. Авторские права на AdBlue принадлежат Ассоциации Автопроизводителей Германии (VDA). Продукт представляет собой раствор мочевины высшей степени очистки в деминерализованной воде (32,5% : 67,5%).
Лицензию на AdBlue имеют 32 компании, примерно половина из них -производители. Среди них такие крупнейшие европейские химические компании, как Yara, SKWP, BASF, AB ACHEMA и др. Многие производители автотехники имеют лицензию от производителя жидкости AdBlue на ее реализацию.
В России компаний, получивших лицензию на производство AdBlue, нет.